В период с 1997 года и до сегодняшнего дня группа «Холодное Lето» претерпела множество метаморфоз – менялись музыканты, менялись тексты, менялся стиль… Если кому-то еще может быть интересна бесконечная история поисков себя, история, начавшаяся в подвале одной из калининградских хрущоб и помаленьку добравшаяся до московских клубов – что ж, далее – подробнее… Но ненамного – вряд ли кому-то будут интересны подробные описания аппаратуры, инструментов и прочего, так что смысла писать подробно нет… Поэтому только основные факты, без перечисления всех концертов и унылых подробностей типа «а вот на завтрак он любил кушать манную кашу, а из музыки они слушали вот это…» МР3, ссылки на которые есть в тексте либо так же имеются в разделе «Песни», либо представляют интерес только как этапы в росте команды «ХL»...
1996. Пока только предыстория.
Тщательно скрываемый ранее факт – до переезда в Калининград (Кениг - Кенигсбергище, родная наша помойка…) будущий лидер «ХЛ» Евгений Тихонов уже имел в активе целый студийный альбом. Но никому его не показывал, поскольку из десяти трэков как минимум девять были рэпом чистой воды… Тем не менее началась эта история все-таки не в Калининграде, а неподалеку от славного города Читы (Забайкалье, край безумных холодов, населения, состоящего эдак наполовину из бывших зеков и еще на четверть из вездесущих китайцев... И все грызут кедровые орешки. ) Вот там, продираясь через сугробы, и пытался вышеупомянутый Евгений придать своим стихотворным опусам музыкальное звучание... Из песен сделанных в тот период, несколько умудрились даже дожить до двухтысячного года... Но, к счастью, не далее.
1997. Самое начало.
Переехав в Калининград и поступив на подготовительное отделение КГУ (ныне РГУиК), Женя собирает коллектив, получивший название «Холодное Лето». В первый состав вошли: Евгений Тихонов – вокал, Иван Дорош – ударные и два гитариста, Виталий и Николай, фамилий которых уже никто не может вспомнить. Репетиционную базу предоставил университет, но одной - двух репетиций в неделю катастрофически не хватало. На первые полгода существования группы постоянным местом сбора, репетиций и просто проведения времени стал подвал в районе ул. Нарвской. Естественно, никакой аппаратуры там не было, поэтому усилителями служили пара старых катушечных магнитофонов, колонки собирались с миру по нитке, вместо установки в углу гордо возвышалась груда картонных коробок, оклеенных скотчем. Да и инструменты были соответствующего уровня. Впрочем, как и умение играть.
Первый концерт состоялся в актовом зале КГУ в декабре 97-го. Народу было от силы человек сорок, звук никакой… Полчаса позора и полгода ругани на тему «Кто виноват, что мы так лажаем?» За эти полгода и играть подучились немного, и хорошего басиста нашли – им стал Андрей Томилович, бас-гитарист группы «Перекресток».
Из последующих мелких и очень мелких концертов особенно запомнился рок-фестиваль в Черняховске, где внезапно выяснилось, что «ХЛ» играет далеко не хуже всех. Особенно выступление почему-то понравилось местным неонацистам, которые долго приглашали музыкантов (вернее уже почти музыкантов) «остаться на подольше и чучело еврея жечь». Впрочем, главной проблемой оказалась проблема транспортная. Поскольку уехать смогли не все, Евгений, Виталий и Максим Вернер (позднее – бессменный фотограф и видеооператор группы и даже некоторое время ударник) топали пешком что-то около сорока километров, пока не поймали машину… Такая вот вечная молодость.
1998. Акустички, люди и магнитофон.
В 98 году произошло событие, которое предопределило звук группы на много лет вперед – появился гитарист Кирилл Куликов. Человек, не имеющий музыкального образования, но обладающий удивительным чутьем на простые, но интересные рифы. Именно он придумал ставший впоследствии довольно известным рифф для песни «Время ушло». Втроем (Куликов, Тихонов, Вернер) в домашних условиях был записан акустический альбом «Кальдера». К сожалению, оригинал утерян... И никто не может толком вспомнить – «Что же мы тогда играли?». Хотя некоторые из этих песен лидер «ХЛ» мечтает восстановить до сих пор…
Решился и вопрос с репточкой, которой уже официально стала музкомната КГУ. Интересно, что другие коллективы там будут появляться и исчезать, но «ХЛ» продержится в университете аж до 2006 года...
Тогда же и в следующем году формируется новый состав. Кирилл Куликов берет на себя роль ритм-гитариста, на соло приходит Виктор Матфей (ныне лидер группы «Faeton»), бас-гитару берет в руки уже упоминавшийся Иван Дорош (ныне – басист группы «Газеты Пишут»). Вокалист все тот же, а за ударной установкой появляется некто Джон, моряк и барабанщик. Увы, скоро он снова уходит в море… Несколько месяцев поисков ударника не приводят ни к чему, но после одного из выступлений с очередным «левым» барабанщиком к участникам группы подошел Павел Лысков, который и сел за установку на ближайшие несколько лет.
2000.Уже что-то.
В год двухтысячный «ХЛ» - уже достаточно сыгранная и качественно звучащая группа. Ряд концертов, как небольших, (клуб «У Быков», например), так и довольно масштабных по меркам Калининграда – открытая площадка у ККЗ «Россия», фестиваль в Парке Калинина и все тот же актовый зал КГУ (куда «на халяву» приходят до восьми сотен человек) приносят группе некоторую популярность не только среди друзей и знакомых. Тогда же появляется первый студийный релиз группы – песня «Апокалипсис», жестоко впоследствии раскритикованная в эфире «Радио-Бас».
Из той программы, помимо уже названного «Апокалипсиса», можно особо отметить одну песню – «Желтая пресса», текст которой был полностью составлен из газетных заголовков.
И более общая особенность – странное восприятие публики (чаще положительное) несоответствия музыки и текстов, которое проявляется все ярче. Тексты становятся все серьезнее, а музыка остается местами весело-раздолбайской… Впрочем, уже вскоре, общий саунд постепенно начинает тяжелеть и плавно переходит от так называемого «русского рока» к хард-року с элементами панка и хард-кора.
Группа играет, развивается и экспериментирует, музыканты растут профессионально, появляются все новые песни... В общем, идиллия.
2003. Снова новые люди.
Уход гитариста Виктора, решившего организовать свою команду и басиста Ивана (он не ушел, ушли его, ибо не каждому дано терпения работать с человеком, который достиг своего потолка, но не хочет в этом признаваться). Сотрудничество с замечательным клавишником Евгением Папеску. Приход в группу гитариста Никиты Зубарева. И, увы, приход в группу басиста Володи Борового, о котором многим участникам «ХЛ» пришлось потом пожалеть... Но пока жалеть не о чем. Группа выступает уже и на действительно больших площадках, как например стадион «Балтика» (День Молодежи) или сцена на острове в День Города. Вместо Павла Лыскова ударником становится сначала Александр «Адольф» Моргунов, затем Андрей Иванов, который барабанит в группе до сих пор...
Множество более мелких концертов...
Запись песенки «Побудь со мной», ныне представляющей интерес лишь как раритет, но почему-то продержавшейся в хит-параде «Номер Один» месяца три...
2004-2005. Концерты, записи, интриги...
На первый взгляд все благополучно. Запись песни «Время ушло», уже ставшей некоей визитной карточкой группы. Концерты, фестивали... Штурм-Шоу-Вест-Балт-Инрок-Штурм-Шоу... Калининград-Багратионовск-Советск-Калининград... Запись песни «Беги!» и съемки одноименного клипа.
Параллельно Евгений Тихонов выступает в роли продюсера сборника калининградской музыки «Калининград. Рок. Vol.1», кроме основного состава помогает текстами и аранжировками еще одной группе («Йорикс Бэнд»), выступает в роли организатора серии из трех рок-фестивалей в городе Багратионовске и записывает три песни сольно (проект издевательски обозвали «Хорхе Скам» и выдали за творение совсем «левых» людей, музыка – Тихонов-Вернер, слова-Тихонов) Впоследствии две из этих песен войдут в программу «ХL». (Да, уже «XL», а не «ХЛ», латинская буковка появилась в названии в 2004 году) Ближе к концу 2005 года, сделав помимо основной акустическую программу, записав песню «Очнись!» и, отыграв, помимо выступлений в Калининграде и области, в московских клубах «Релакс» и «Р-клуб» группа, как это ни странно, почти разваливается... К тому времени несколько концертов, в том числе и московские были отработаны составом Тихонов – Боровой - Зубарев плюс драм-машина...
Увы, благодаря интригам Володи-басиста ударник Андрей Иванов отправился в «творческий отпуск», а клавишник Женя Папеску еще годом ранее просто покинул группу. Кирилл Куликов ушел из музыки вообще, ссылаясь на чрезмерную занятость. Впрочем, при той атмосфере, что существовала последний год – удивительно, что никто никому не перегрыз глотку... Когда все от того же басиста поступило предложение сменить и вокал – нервов лидера «ХL» не хватило и с Боровым пришлось расстаться...
Заодно с ним и с Зубаревым. Зато вернулся Андрей Иванов и отпала необходимость в сэмплованных ударных.
Конец 2005-начало 2006. Все еще продолжается.
В конце 2005-го собирается новый состав, появляются новые песни. Группа жива и даже более... Но это уже не «История», это уже «Состав» или «Новости».
Группа «Холодное Lето» благодарит всех тех, кто был рядом эти годы – фотографа и оператора Максима Вернера, фотографа Виктора Тихонова, отдел по работе со студентами РГУиК и всех, кому небезразлично наше творчество...